Требования законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении деятельности в сфере переработки древесины

/ Май 3, 2018/ Прокуратура разъясняет

Атмосферный воздух является одним из основных компонентов окружающей среды, состояние которого влияет как на состояние здоровья граждан, так и экосистему региона в целом. Поэтому соблюдать чистоту атмосферы обязаны все хозяйствующие субъекты, без исключения.

Нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха относятся к категории неочевидных, по сравнению с размещением отходов либо лесными пожарами.

Рассмотрим основные требования законодательства об охране атмосферного воздуха на примере наиболее актуальной на территории Иркутской области, Республики Бурятия деятельности по переработке древесины.

Законодательство.

Перечень основных законов в сфере охраны атмосферного воздуха состоит из 13 пунктов, однако поскольку большинство предприятий относится к субъектам малого и среднего бизнеса и не имеют в штате специалистов в сфере экологии, зачастую для подготовки необходимой документации в данной сфере, они прибегают к помощи различных аккредитованных организаций, занимающихся разработкой и подготовкой документов.

Мы отразим наиболее важные, на наш взгляд, нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  • Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Осуществление государственной политики в сфере охраны атмосферного воздуха строится на основании принципа обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Реализация указанного принципа выражается в установлении статьёй 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» разрешительной системы осуществления выбросов.

 Основные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на пункте приема, отгрузки, переработки древесины.

Источников выбросов на территории и в собственности вашего предприятия может быть очень много, даже если на первый взгляд вам кажется, что вы не загрязняете окружающую среду.

За каждый из них вы несете ответственность. Согласно законодательству, вы обязаны учесть все источники выбросов, провести инвентаризацию, составить проект предельно допустимых выбросов (далее – проект ПДВ) и строго контролировать каждый источник.

Существует два типа источников:

  • стационарные;
  • передвижные.

При этом под стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ понимаются объекты, неразрывно связанные с землей и выделяющие вещества, которые оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

К ним можно отнести котельные установки, производственное оборудование (к примеру, лесопильные цеха, деревообрабатывающие  станки, сушильные камеры, рубительные установки), места складирования отходов и различных материалов (опилок, угля и др.) и иные объекты.

К передвижным источникам можно отнести все транспортные средства, которыми владеет организация, а именно: автомобили, иные средства передвижения, двигатели которых работают на топливе.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»). Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы (далее -ПДВ) и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (пункт 2).

Для чего нужен проект предельно допустимых выбросов?

Проект ПДВ нужен, в первую очередь, для того, чтобы  установить состав загрязняющих веществ, поступающих в  атмосферу, их количество.

Способов установления состава загрязняющих веществ два – расчётный (согласно установленным в методике нормативам) или натурный (проведение исследований). Подготовленный проект ПДВ должен полностью отражать характеристики выбросов, их принадлежность к участкам, качественный и количественный состав и другие параметры.

 Экспертиза проекта ПДВ.

Проект предельно допустимых выбросов должен пройти процедуру согласования в территориальных органах Роспотребнадзора и получить санитарно-эпидемиологическое заключение. Отметим, что нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферный воздух утверждаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения (СЭЗ) о соответствии указанных предельно допустимых концентраций веществ санитарным правилам. На основании согласованных нормативов допустимых выбросов, которые содержит проект ПДВ, выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 Получение разрешения на выброс загрязняющих веществ.

Следующим этапом необходимо получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в территориальном управлении Росприроднадзора либо региональном министерстве природных ресурсов (в зависимости от статуса объекта контроля: федеральный или региональный). Проект ПДВ с разрешением на выброс загрязняющих веществ выдается уполномоченными органами на срок действия до 5 лет. Указанный период времени сокращен до одного года для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на Байкальской природной территории (статья 14 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»).

Только после получения указанного разрешения предприятие может производить выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов. Ежегодно предприятие обязано перечислять в бюджет экологические платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Важно учесть, что реализация всех этапов получения разрешения занимает, в среднем, около 6 месяцев.

За осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения предусмотрена административная ответственность по ст. 8.21. «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа либо приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Версия для печати