Суд кассационной инстанции поддержал позицию прокурора о незаконности согласования органами Росрыболовства деятельности по строительству объекта в водоохранных зонах и поймах рек.

/ Июнь 18, 2020/ -

Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором в порядке административного производства оспорено заключение Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства о согласовании строительства опор линий электропередач нефтепровода «Восточная Сибирь-Тихий Океан».

Органом согласована деятельность по возведению трассы ЛЭП, которая пересекает водные объекты. Для её постройки предусмотрена вырубка лесов, осуществляющих защитную функцию, возведение опор и обустройство переездов. При возведении и эксплуатации объекта поймы рек частично теряют свое рыбохозяйственное значение. Ряд предусмотренных технологических решений, влекущих негативное влияние на водосборную площадь и водные биологические ресурсы (их кормовую базу), оказывают воздействие не только в период строительства, но и в течение всего периода эксплуатации.

Суд первой инстанции, установив, что Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства допущено согласование деятельности, причиняющей вред водным биологическим ресурсам, без надлежащей оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы, участия общественности и научной обоснованности, с нарушением порядка предоставления государственной услуги, обоснованно признал его незаконным.

Вместе с тем, не устранив противоречия выданного заключения требованиям законодательства, суд апелляционной инстанции отменил решение суда, заложив в основу отмены документы и доказательства, не являющиеся предметом оценки суда первой инстанции и не представлявшиеся в орган Росрыболовства на момент выдачи заключения (внесенные изменения в проектную документацию, осуществление строительства).

Нарушение порядка принятия оспариваемого заключения судом апелляционной инстанции оставлено без внимания.

Отмена судебного акта первой инстанции и отказ в удовлетворении обоснованных требований прокурора фактически освободил орган и застройщика от обязанности устранить допущенные нарушения, разработать мероприятия, снижающие негативное воздействие и рассчитать объективный объем и видовой состав молоди рыбы, подлежащей выпуску в рамках компенсационных мероприятий.

Указанное противоречит основным принципам, изложенным в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривающим возможность осуществления деятельности исключительно на принципах научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов; охраны и воспроизводства природных ресурсов; обязательности оценки воздействия на окружающую среду и ответственности органов власти за обеспечение благоприятной окружающей среды.

Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой апелляционное определение Верховного Суда Республики Бурятия оспорено в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции. Поддержание кассационного представления осуществлялось лично Байкальским межрегиональным природоохранным прокурором.

Суд кассационной инстанции согласился с доводами прокурора и решением суда первой инстанции, отменив апелляционное определение. Исполнение решения суда находится на контроле межрегиональной природоохранной прокуратуры.

Версия для печати