О практике рассмотрения обращений и приема граждан в Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре в 1 полугодии 2018 года

/ Август 27, 2018/ БМПП

В соответствии с п. 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее – Инструкция) Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой проведён анализ практики рассмотрения и приема граждан в 1 полугодии 2018 года.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.10.2018 № 51-ш Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура образована с 01.12.2017, осуществляет надзорную деятельность с 01.02.2018 в сфере охраны окружающей среды и природопользовании на Байкальской природной территории, Ангарском водном бассейне в границах Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. В связи с образованием межрегиональной прокуратуры в анализируемом отчётном периоде и отсутствием данных сравнительный анализ с аналогичным периодом прошлого года не проводился.

Раздел 1. Анализ статистических данных об обращениях и их динамика

1.1. В Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру за отчётный период 2018 г. поступило 419 обращений.

Поступившие обращения касались вопросов надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, в том числе на нарушения в области окружающей среды, на нарушения земельного законодательства, о нарушениях законодательства о муниципальной государственной службе, противодействии коррупции, градостроительной деятельности.

1.2. Количество рассмотренных межрегиональной прокуратурой обращений составило 259 или 62% от числа поступивших. Остаток нерассмотренных обращений на конец отчётного периода – 44.

1.3. Разрешено природоохранными прокурорами 212 жалоб или 82% от количества рассмотренных (259) или 51% от числа поступивших (419). Доля разрешенных от рассмотренных составляет 0,8.

К наиболее часто разрешаемым обращениям в сфере охраны окружающей среды и природопользования, относятся жалобы в сфере обращения отходов производства и потребления (30%), охраны объектов животного мира (байкальской нерпы) (30%), земель от загрязнения (10%), выбросов в атмосферный воздух (10%) и использования водных объектов (10%).

1.4. В соответствии с пунктами 3.3, 3.5 Инструкции для разрешения по существу в другие ведомства направлено 47 обращений, что составляет 18% от числа рассмотренных обращений (259), массовая доля составляет 0,2.

В соответствии с п.3.4 Инструкции в органы прокуратуры по компетенции направлено 116 обращений или 27% от общего числа поступивших обращений, массовая доля составила 0,3.

Решения о направлении обращений в иные прокуратуры – Восточно-Сибирскую транспортную, Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края принимались в связи с совершением нарушений на территориях, не входящих в компетенцию межрегиональной природоохранной прокуратуры.

Раздел 2. Анализ обращений, признанных обоснованными

2.1. По результатам разрешения 212 обращений удовлетворено 36 или 17%, массовая доля составляет 0,2.

Анализируя долю удовлетворенных по отраслям надзора, необходимо отметить, что подтвердились доводы обращений по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, из них – на нарушения в области окружающей среды и природопользования – 97, 2%, на нарушения земельного – 2,8%.

От общего количества разрешённых обращений 19 или 9% жалоб разрешено на действия и решения органов местного самоуправления или их должностных лиц на нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (18) и в сфере градостроительства (1).

К примеру, Забайкальским межрайонным природоохранным прокурором внесены представления главам администраций городского округа «Город Петровск-Забайкальский» и городского поселения «Балягинское» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Проверкой, по обращению Сафонова В.Г., установлены места размещения бытовых отходов возле дачного поселка «Металлург», расположенного в границах Байкальской природной территории. По результатам рассмотрения мер реагирования органами местного самоуправления ликвидированы свалки на площади 9 744 м².

Вместе с тем, проверкой вскрыт факт незаконной рубки 128 деревьев породы сосна, общим объемом 61,43 м³ в границах Балягинского участкового лесничества Забайкальского края. По постановлению природоохранного прокурора, направленному в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, Межрайонным отделов МВД России «Петровск-Забайкальский» возбуждено 2 уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 Уголовного Кодекса РФ в отношении неустановленных лиц.

Анализ соблюдения порядка разрешения удовлетворенных обращений свидетельствует о том, что ответы заявителям направлялись, после реализации полномочий по принятию мер прокурорского реагирования по всем выявленным в ходе проверки фактам нарушений.

При принятии мер прокурорского реагирования, заявителям сообщалось об этом, также заявители информировались о месте получения результатов их рассмотрения.

2.2. По итогам проверок, проведенных по обращениям граждан, выявлено 132 нарушений федерального законодательства в сфере охраны природы, в целях их устранения и восстановления прав граждан принято 64 акта прокурорского реагирования, в том числе:

  • внесено 15 представлений;
  • направлено в суд 35 заявлений;
  • возбуждено 8 дел об административных правонарушениях;
  • объявлено 3 предостережения;
  • направлено 3 постановления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.

К примеру, при разрешении обращений Налетова В.М., Пановой М.В. Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором выявлен факт нецелевого использования гр. Ван-Куй В.К. земельного участка сельскохозяйственного назначения под складирование отходов лесопиления объёмом – 369 046,7 м³, на площади 38 071 м². Для устранения выявленных нарушений природоохранным прокурором в суд направлено исковое заявление о запрете использования земельного участка не по целевому назначению (для размещения отходов лесопиления), которое рассмотрено и удовлетворено. Решением суда находится на исполнении.

Западно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором по обращению директора ООО «ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация» Комиссаренко Е.В. установлен факт незаконной передачи ООО Яхт-клуб «Байкальский ветер» участка акватории залива «Якоби» Иркутского водохранилища, входящего в границы охранной зоны гидроэнергетического объекта – Иркутской ГЭС.  Указанная акватория предоставлена Енисейским бассейновым водным Управлением Федерального агентства водных ресурсов ООО Яхт-клуб «Байкальский ветер» на основании договора о водопользовании, в нарушение условий которого обществом предоставлено право ООО «САТО» разместить банный комплекс на плавучем понтонном основании в акватории Иркутского водохранилища. Для устранения выявленных нарушений природоохранным прокурором 22.06.18 направлено исковое заявление в суд с требованием обязать ООО «САТО» освободить часть акватории залива «Якоби» Иркутского водохранилища от плавучего металлического понтонного основания, на котором размещен банный комплекс.

2.3. В отчетном периоде по результатам рассмотрения жалоб:

  • в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании вынесено 3 постановления;
  • требования об устранении нарушений закона не вносились;
  • постановления об отмене вынесенных по уголовным делам решений не выносились;
  • постановления об отмене решений, принятых по отказным материалам, не вносились;
  • представления о пересмотре решений судов различных инстанций не приносились;
  • информации об устранении нарушений закона не направлялись.

К примеру, Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проверки, проведенной по обращению Общественной организации «Гринпис России», вскрыты факты уничтожения уникальной природы регионального заказника «Туколонь», расположенного вдоль реки Киренга в Иркутской области. Заказник входит в зону атмосферного влияния Байкальской природной территории, является уникальным местом обитания северных оленей, лося, изюбря и косули, а также редких видов птиц — серый журавль, черный аист, клоктун.

Выездной проверкой установлено, что в сентябре 2017 года сотрудниками филиала ФБУ «Рослесозащита» — «ЦЗЛ Иркутской области» проведено лесопатологическое обследование лесных участков заказника, по результатам которого в нарушении требований лесного законодательства назначены санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошных рубок. Проведение рубки было согласовано и.о. руководителя Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области, который занимал руководящую должность в Министерстве лесного комплекса Иркутской области.

Особо ценный реликтовый лес на площади 116 гектаров вырублен сплошным способом под видом санитарных (оздоровительных) рубок. В результате указанных действий лесному фонду Российской Федерации причинен ущерб на сумму более 880 млн. рублей. Для предотвращения незаконной запланированной вырубки 500 гектаров леса на территории заказника природоохранным прокурором объявлено предостережение директору Казаченско-Ленского лесхоза.

По материалам проверки, направленным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, Вторым отделом по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области 10.06.2018 возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных п «в» ч. 3 ст. 286, ч. 3 ст. 260 Уголовного Кодекса РФ.

Раздел 3. Анализ соблюдения установленных законом порядка и сроков рассмотрения обращений

3.1. – 3.3., 3.5. В отчетном периоде обращения, разрешенные в срок свыше установленного законом, отсутствуют.

3.4. Ответы по обращениям, не требующим проведения проверки, направлялись в 15-тидневный срок.

К примеру, аппаратом Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры подготовлены разъяснительные ответы без проведения проверок на 66 обращений граждан о готовящемся снятии запрета на промышленный лов «байкальской нерпы». Общественный резонанс был вызван размещением Минсельхозом России 30.03.2018 на федеральном портале проекта приказа «О внесении изменений в Правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2014 г. № 435», предусматривающего, фактическое снятие запрета на промышленную добычу «байкальской нерпы». В связи с протестом общественности на истребление эндемика 10.04.2018 указанный проект приказа снят Минсельхозом России с проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.

Ранее, межрегиональным прокурором в ходе надзорной деятельности 15.03.18 внесено представление директору Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Госрыбцентр» о ненадлежащем учёте численности нерпы. Во исполнение требований прокурора научным учреждением проведен ледовый подсчёт «байкальской нерпы». 02.03.18 проинформирована Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Учитывая, что меры прокурорского реагирования в рамках рассмотрения обращений не принимались, заявителям в 15-тидневный срок направлены разъяснительные ответы.

3.6. В результате анализа порядка и сроков рассмотрения обращений установлено следующее.

  • а) обращения, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, не поступали.
  • б) нарушений порядка и сроков рассмотрения заявлений, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, не допускались в связи с отсутствием таковых.
  • в) обращений, свидетельствующих о вмешательстве в деятельность органов прокуратуры, не поступало.
  • г) подчиненным природоохранным прокурорам и в соответствующие прокуратуры по принадлежности направлено 116 обращений, большая часть которых адресована нижестоящим прокурорам на основании п.3.2 Инструкции.
  • д) в анализируемом периоде в другие органы и организации направлено 47 обращений. Факты несвоевременного их направлении либо не уведомления об этом заявителя не допускались.
  • е) жалобы, текст которых не поддается прочтению, не поступали.
  • ж) обращения, лишенные по содержанию логики и смысла, если имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического расстройства, не поступали.
  • з) обращения, ответы на которые по существу поставленных вопросов не могли быть даны без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, не поступали.
  • и) в отчётном периоде оснований для прекращения переписки с заявителями не усматривалось.
  • к) нарушений порядка и сроков рассмотрения обращений о прекращении рассмотрения предыдущей жалобы заявителя не выявлено.
  • л) нарушений порядка и сроков рассмотрения обращений, взятых на контроль (особый контроль) не установлено.
  • м) нарушений порядка и сроков рассмотрения обращений, являющихся повторным экземпляром или копией рассмотренного ранее от одного и того же заявителя (т.е. дубликатом), не выявлено.

3.7. жалобы, по которым решение об оставлении обращения без ответа по существу (без разрешения) принято ненадлежащим лицом на основании рапорта исполнителя, отсутствуют.

Раздел 5. Анализ своевременности и качества подготовленных заявителям ответов 

5.1. Проведенный анализ свидетельствует о том, что все доводы обращений рассматривались прокурорами по существу, ответы содержали информацию по всем выявленным нарушениям законодательства, обеспечивался возврат документов, приложенных к жалобе.  При отклонении обращений заявителям разъяснялся порядок обжалования. Ответы содержат необходимые сведения в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 № 450.

По удовлетворённым обращениям ответы направлялись не ранее срока реализации мер реагирования, внесённых прокурором.

Ответы на обращения, поступившие в электронной форме, направлялись по адресу электронной почты, указанному в обращениях.

5.2. Случаев некачественной подготовки ответов заявителям, послуживших причиной обоснованного повторного обращения, не установлено.

Раздел 6. Анализ обращений, поступивших в органы прокуратуры повторно

6.1-6.7. Повторные жалобы в отчетном периоде не поступали и не рассматривались.

Раздел 7. Анализ характера и динамики разрешенных и удовлетворенных жалоб по отраслям прокурорского надзора

7.1-7.4. Жалобы на нарушения трудового, жилищного законодательства, законодательства в сфере ЖКХ, по пенсионным вопросам в отчетном периоде не поступали.

7.5. На нарушения земельного законодательства разрешалось 2 обращения, 1 удовлетворено. Прокурором приняты меры для восстановления нарушенных прав Российской Федерации.

Так, Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора выявлены факты предоставления органами местного самоуправления федеральных земель в аренду. Установлено, что администрацией МО «Северо-Байкальский район» гр. Беляеву С.А. предоставлен земельный участок из земель водного фонда в аренду сроком на 49 лет под сельскохозяйственную деятельность в местности «Большая Коса» Северо-Байкальского района Республики Бурятия.

Ввиду нарушения требований федерального законодательства при предоставлении в пользование водного объекта, учитывая требования ч. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ договор аренды о предоставлении в аренду участка земли является недействительным в силу его ничтожности.

Для устранения выявленных нарушений Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц в суд направлено исковое заявление об истребовании из незаконного владения гр. Беляева С.А. водного объекта. Исковое заявление находится на рассмотрении в Северобайкальском городском суде.

7.6. К наиболее распространенным нарушениям, выявленным по жалобам в области окружающей среды и природопользования, следует отнести по вопросам исполнения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, правил охраны водных объектов, недр, атмосферного воздуха, водных биологических ресурсов.

Число разрешённых обращений в области окружающей среды и природопользования составило 206, из них удовлетворено 35 или 17%.

К примеру, проверкой, проведённой Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, по обращению гр. Ланцова А. выявлены факты сброса загрязнённого снега, собранного с поверхности автомобильной дороги Р-258 «Байкал», в реки, протекающие возле п. Култук и с. Выдрино.

Установлено, что перечисленные нарушения совершены организациями ООО «Восток» и ООО «СтатусСиб», осуществляющими содержание указанной дороги по договорам подряда и субподряда, заключенными с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства». По результатам рассмотрения представлений природоохранного прокурора, внесённого руководителям организаций, приняты меры для уборки загрязнённого снега, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Северобайкальским межрайонным природоохранным прокурором выявлены нарушения законодательство о водопользовании и охране водных биологических ресурсов. Так, проверкой по обращению гр. Тиссен А.В. установлено, что построенные очистные сооружения п. Нижнеангарск проходят этап пусконаладочных работ перед вводом в эксплуатацию. Сброс сточных вод осуществляется в Центральной экологической зоне озера Байкал без получения решения о предоставлении водного объекта в пользование и согласования деятельности с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Росрыболовства.

По выявленным фактам природоохранным прокурором возбуждены административные дела в отношении виновных должностных лиц ООО «Интер-Комформ» по статьям 7.6, 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях и направлены на рассмотрение в уполномоченные органы. Для устранения нарушений директору предприятия внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры для получения разрешительных документов, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

7.7. Жалобы на правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти не разрешались. На действия и решения органов местного самоуправления разрешено 19 обращений, из них в сфере охраны природы 18, в сфере градостроительства -1. По итогам рассмотрения обращений удовлетворено 4 в сфере охраны природы.

Так, Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению жителей муниципального образования «Люры», (более 100 человек), о законности строительства полигона твердых коммунальных отходов в Баяндаевском районе установлено следующее. Администрацией предоставлен участка особо охраняемой природной территории федерального значения ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» на 127 км. автодороги «Иркутск-Усть-Ордынский-Жигалово» для размещения полигона твердых бытовых отходов принято с нарушением требований законодательства об особо охраняемой природной территории. Для устранения нарушений межрайонной прокуратурой в суд 26.06.2018 направлено административное исковое заявление о признании выделения земельного участка под полигон твердых бытовых отходов незаконным. Иск находится на рассмотрении суда.

7.8. Жалобы на нарушения в сфере законодательства об административных правонарушениях не рассматривались.

7.9. Обращения о соблюдении законов об исполнительном производстве не поступали.

7.10. В отчётном периоде поступило 2 обращения о нарушениях законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции. По итогам проведения проверок фактов, подтверждающих доводы заявителей, не установлено.

7.11.-7.17. Обращения о нарушениях законодательства в сфере защиты прав предпринимателей, при реализации приоритетных национальных проектов, на действия (бездействие) дознавателя, органа дознания и следователя, по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным, гражданским и административным делам, по вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания в Байкальскую межрегиональную природоохранную прокуратуру не поступали.

При разрешении 2 обращений иных категорий, оснований для признания обоснованными не установлено.

Раздел 8. Анализ работы с обращениями (запросами) членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных представительных органов

8.1. В 1 полугодии 2018 года разрешено 14 обращений членов Совета Федерации и депутатов разного уровня по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.

Разрешено 5 обращений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 3 — депутата представительного органа субъекта Российской Федерации, 6 – депутата местного представительного органа. Из общего количества разрешённых обращений удовлетворено 2 в сфере обращения с отходами потребления.

8.2. К примеру, по итогам рассмотрения обращения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Будуева Н.Р. о нарушении природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов, расположенного в с. Нижний Саянтуй Тарбагатайского района Республики Бурятия, приостановлена деятельность полигона г. Улан-Удэ до 90 суток.

Проверкой, проведённой Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлены факты грубого нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований законодательства в деятельности хозяйствующего субъекта, эксплуатирующего полигон ООО «Сибэкотранс». В частности, организацией не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух, не проведены работы по организации и установлению санитарно-защитной зоны полигона.

Вопреки требованиям санитарных правил территория полигона не оборудована ограждением по всему периметру, не установлены переносные сетчатые сооружения для задерживания легких фракций отходов, что привело к захламлению близлежащих земельных участков. При приеме мусора на полигоне фракционный, морфологический и химический состав не контролировался, производственный контроль за состоянием атмосферного воздуха и почвы не осуществлялся, инструментальные измерения уровня шума в зоне влияния полигона не выполнялись.

По указанным фактам 11.04.2018 Восточно-Байкальским межрайонным природоохранным прокурором возбуждено административное дело в отношении ООО «Сибэкотранс» по статье 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами). Решением Тарбагатайского районного суда от 17.04.2018 деятельность ООО «Сибэкотранс» по сбору, транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов на полигоне приостановлена на срок 90 суток.

Раздел 10. Анализ работы прокурора по приему граждан

10.1. Значительное внимание уделяется личному приему граждан. Для снижения социального напряжения межрегиональным прокурором проведено два заседания круглых столов в марте и апреле в Иркутской области и Республики Бурятия по вопросам развития туристического бизнеса в Центральной экологической зоне озера Байкал. В ходе заседаний межрегиональным прокурором разъяснены требования законодательства при организации туристической деятельности, даны ответы на вопросы представителей субъектов предпринимательской деятельности об использовании земельных участков в границах национального парка. На мероприятиях присутствовало более 250 участников.

В отчётном периоде 2018 года Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой и межрайонными природоохранными прокурорами принято на личном приеме 250 граждан, из них 172 – лично прокурорами и их заместителями, что составляет 68,8% от общего числа обратившихся на приём граждан.

10.2. Руководством Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры принято 20 граждан, в том числе лично прокурором – 12, заместителем прокурора – 8.

К примеру, первым заместителем межрегионального природоохранного прокурора проведён приём представителей предпринимательства в Бизнес-приёмной Торговой промышленной палаты Восточной Сибири. На приёме принято 6 человек, всем разъяснены требования законодательства о размещении жидких бытовых отходов в Центральной экологической зоне, порядок посещения туристами острова Ольхон, ограничения по обороту земель на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

10.3. Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой использовались разные виды личного приёма граждан. Ежедневный приём велся в межрегиональной прокуратуре и межрайонных прокуратурах по месту их дислокации. Представители предпринимательского сообщества принимались в Бизнес-приёмной Торговой промышленной палаты Восточной Сибири. Использовалась практика приема граждан в ходе работы мобильной приёмной межрегионального природоохранного прокурора на поднадзорной территории Республики Бурятия (г. Улан-Удэ), Забайкальского края (г. Петровск-Забайкальский) и в труднодоступных муниципальных образованиях «Подьеланское», «Тубинское» и п. Кедровый Тубинского муниципального образования Иркутской области, а также проведение «горячих линий» по вопросам охраны природы.

Преимуществом личного приёма граждан Байкальским межрегиональным природоохранным прокурором является установление авторитета природоохранной прокуратуры на Байкальской природной территории, Ангарском водном бассейне, установление доверия граждан к работе нового ведомства, анализ состояния законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

10.4.  Примером оперативного вмешательства и предупреждения нарушений законности является проверка, проведённая по коллективному обращению жителей дачного поселка «Металлург» по вопросу захламления водоохраной зоны реки Баляга отходами производства ООО «Металл Групп», поступившее на личный приём Байкальского межрегионального природоохранного прокурора.

Установлено, что ООО «Металл Групп» осуществляет деятельность по переработке шлакоотвалов, образованных в процессе производственной деятельности бывшего ОАО «Петровск-Забайкальский металлургический завод». Щебень и золошлаковая смесь, являющиеся отходами IV класса опасности, объёмом 390 тыс. тонн, складировались предприятием на территории производственной базы и самовольно занятого земельного участка площадью 29 036 м²в  водоохранной зоне реки Баляга, являющейся притоком озера Байкал.

По постановлениям Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора генеральный директор ООО «Металл групп» привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 и ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа на общую сумму 28 тыс. рублей.

Решением Петровск-Забайкальского городского суда от 16.05.2018 удовлетворены требования природоохранного прокурора об освобождении самовольно занятого земельного участка водоохранной зоны водного объекта, ликвидации места складирования отходов производства. Решение суда находится на исполнении, организацией ликвидировано более 50% незаконно складированных отходов.

10.5. Чаще всего граждане обращаются на личный прием по вопросам нарушения природоохранного законодательства, в том числе в сфере организации сбора и вывоза отходов потребления, осуществления туристической деятельности в прибрежной зоне озера Байкал, незаконные рубки лесных насаждений.

К примеру, по результатам личного приема граждан, организованного с выездом в муниципальные образования Ангарским межрайонным природоохранным прокурором, проведены проверки деятельности 7 органов местного самоуправления в сфере обращения с коммунальными отходами.

По фактам выявленных несанкционированных мест размещения отходов прокурором внесено 7 представлений главам муниципальных образований, 1 из которых удовлетворено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, приняты меры к ликвидации свалки. Остальные представления находятся на рассмотрении.

10.6. На личный прием к Байкальскому межрегиональному природоохранному прокурору и его заместителю большинство граждан обращаются при организации приёма в городах и муниципальных образованиях поднадзорной территории и широкого освещения в средствах массовой информации.

В большинстве случаем граждане обращаются с вопросами, требующими разъяснения федерального законодательства в сфере охраны озера Байкал, действующих ограничений и запретов для водоохранной зоны Байкала и Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Всего в ходе личного приема Байкальского межрегионального природоохранного прокурора и его заместителя принято 4 письменных обращения, все обращения отнесены к первичным, направлены для рассмотрения межрайонным прокурорам.

Обоснованные обращения, по результатам рассмотрения которых гражданам отказано в удовлетворении требований нижестоящими прокурорами, не поступали.

Раздел 11. Анализ работы по осуществлению надзора за исполнением органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан

11.1. При проведении проверок исполнения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» природоохранными прокурорами выявлялись нарушения порядка рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления.

Так, Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены факты нарушения сроков рассмотрения обращений граждан, непринятия полного комплекса мер по устранению нарушений, направлению формальных ответов заявителям в деятельности Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия.

Проверкой установлено 4 обращения граждан с нарушенным сроком направления ответов (от 4 до 8 дней). Допускались случаи непринятия мер и направления формальных ответов. Так, в ходе рассмотрения обращения Перевозчиковой Т.А. об образовании несанкционированной свалки отходов по ул. Новосибирская, должностные лица Комитета ограничились лишь направлением письма арендатору земельного участка — МУП «Водоканал» об устранении нарушения законодательства. Иные меры не принимались, вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом административной, дисциплинарной и иной ответственности не инициирован. Информация в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ, осуществляющему функции собственника (арендодателя) земельного участка о факте ненадлежащего исполнения арендатором обязанностей, возложенных договором аренды, не направлялась.

По результатам рассмотрения обращения заведующей детским садом № 232 ОАО «РЖД» Жарниковой Н.Д. об образовании свалки отходов вблизи детского сада составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении инженера ПТО ООО «БурГражданСтрой» Михайлова В.Б. Между тем, меры по обеспечению ликвидации несанкционированной свалки не приняты, информация о ненадлежащем исполнении обязательств арендатором земельного участка ООО «БурГражданСтрой» в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ не направлялась, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не вносилось.

При рассмотрении обращений Андреевой А.А. и Сидоровой З.В. Комитет ограничился лишь направлением письма 22.05.2018 в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок, которым в обратном письме разъяснены полномочия органов местного самоуправления по организации сбора коммунальных отходов. В результате некомпетентных действий органа государственной власти и местного самоуправления обращения Андреевой А.А. и Сидоровой З.В. не разрешены по существу заявленных доводов.

По результатам проверки 29.06.2018 председателю Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ внесено представление об устранении нарушений закона, которое находится на рассмотрении.

11.2. За истекший период прокурором возбуждено 1 дело об административном правонарушении, по ст. 5.59 КоАП РФ, по итогам рассмотрения которого 1 должностное лицо привлечено в ответственности в виде штрафа на сумму 5 000 рублей.

11.3. Ольхонским межрайонным природоохранным прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.59 Кодекса РФ об административном правонарушении в отношении главы Шара-Тоготского муниципального образования в связи с нарушением сроков рассмотрения обращения гр. Зиминой А.С. Постановлением мирового судьи от 11.07.18 глава муниципального образования привлечён к административной ответственности в виде штрафа на сумму 5 000 рублей.

Раздел 12. Анализ работы прокурора по правовому просвещению граждан в сфере правоотношений, связанных с рассмотрением обращений.

Для организации и координации работы приказом прокурора утверждён Регламент работы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению, каждое полугодие составляются планы работы с учётом всех форм мероприятий по просвещению и компетенции прокуратуры.

По итогам работы в отчётном периоде (с 01.02.2018) природоохранной прокуратурой проведено 204 мероприятия, совместно с общественными объединениями 22. Из них лекций, бесед – 72, подготовлено и распространено 24 информационно-разъяснительных материала, включая социальную рекламу. В средствах массовой информации и на интернет-ресурсах размещено 108 выступлений, из них 64 на сайтах прокуратуры, органов государственной власти и местного самоуправления.

Информирование общественности осуществляется природоохранной прокуратурой в различных формах: на телевидении (10), по радио (2), в сетевых изданиях (27).

Учитывая специфику осуществления надзора за исполнением законодательства об охране озера Байкал, Байкальской природной территории и Ангарского водного бассейна, мероприятия по просвещению проводятся в сфере природопользования.

Взаимодействие с представителями общественности организовано в рамках деятельности Общественного Экологического Совета при Байкальском межрегиональном природоохранном прокуроре в форме проведения совместных мероприятий, направленных на формирование правовой культуры населения (рабочие группы, совещания, круглые столы). Для организации работы совета создано 8 рабочих групп при межрайонных природоохранных прокурорах по месту их дислокации. В рамках деятельности таких групп с общественными правозащитными организациями обсуждаются вопросы исполнения природоохранного законодательства. Проблемы, имеющие межрегиональные масштабы, предлагаются для рассмотрения на заседаниях Общественного экологического Совета при межрегиональном прокуроре. К примеру, 18.06.2018 проведено заседание Совета по соблюдению природоохранного законодательства на Байкальской природной территории с участием представителей науки, образовательных учреждений и общественности Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Межрегиональным прокурором до сведения общественности доведены требования законодательства в сфере осуществления туристической деятельности в Центральной экологической зоне оз. Байкал. По результатам заседания Совета межрегиональной прокуратурой запланированы надзорные мероприятия в сфере недропользования и охраны атмосферного воздуха.

Требования законов об охране природы доводятся на совещаниях с объединениями муниципальных образований, представителями предпринимателей. Так, в отчётном периоде совместно с Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области проведено 3 совещания по вопросам разъяснения требований действующего законодательства на Байкальской природной территории, Ангарском водном бассейне, водоохранной зоне оз. Байкал. Правила организации накопления коммунальных отходов разъяснены главам поднадзорных территорий Забайкальского края в апреле 2018г.

В городах Иркутск, Улан-Удэ проведены круглые столы с представителями турбизнеса, осуществляющими деятельность на побережье озера Байкал. Участникам совещания обозначены основные требования законодательства, предъявляемые к объектам туристической деятельности в прибрежной зоне озера Байкал. Мероприятия посетили более 200 человек.

Совместно с Музыкальным театром им. Загурского, дирекциями особо охраняемых природных территорий федерального значения – ФГБУ «Байкальский природный биосферный заповедник», ФГБУ «Заповедное Подлеморье», ФГБУ «Национальный парк «Тункинский» проведена выставка фотографий и научных изданий на тему «Сохраним Байкал вместе!». Мероприятие посетило более 8 тыс. человек, подготовленный ролик о выставке размещен Генеральной прокуратурой Российской Федерации в социальных сетях.

Для привлечения внимания всех граждан России к проблемам охраны и восстановления байкальских лесов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, формирования и развития экологического образования и воспитания подрастающего поколения, бережного отношения к лесу и окружающей среде, приобретения практических навыков в посадке саженцев, Байкальской прокуратурой объявлена всероссийская акция «Посади дерево на Байкале!». Силами 600 человек в Иркутской области и Республике Бурятия возле озера Байкал посажено более 30 000 саженцев (сеянцев) байкальской сосны, сибирского кедра, лиственницы и березы.

В лесопосадках приняли участие представители министерств и ведомств, Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, коллеги из Республики Бурятия, Красноярского и Хабаровского края, Новосибирской области, студенты Университета Генеральной прокуратуры РФ, Иркутского государственного университета, учащиеся школ и образовательных учреждений регионов, воспитанники детских садов. Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор вручил участникам акции благодарности за вклад в восстановление сибирских лесов. Третий этап акции запланирован в сентябре 2018 года в Забайкальском крае. Информации о проведении мероприятия размещены в социальных сетях Генеральной прокуратурой России.

Возможность проинформировать органы прокуратуры о нарушениях закона, получить квалифицированную юридическую помощь предоставлялась во время проведения мероприятия «горячая линия». В мае-июне межрегиональной природоохранной прокуратурой объявлена «горячая линия» по вопросам охраны водных объектов Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальского края. Из 36 поступивших звонков требования законодательства разъяснены 27 гражданам, по 10 сообщениям организованы прокурорские проверки.

В мае проведён Первый открытый форум межрегиональной прокуратуры на тему: «Проблемы охраны, добычи и воспроизводства водных биологических ресурсов (байкальской нерпы, омуля) Байкало-Ангарского водного бассейна» с участием руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, представителей общественных организаций и средств массовой информации Иркутской области и Республики Бурятия. Формат «живого» разговора позволил в режиме реального времени провести глубокий анализ действующего нормативного регулирования в сфере охраны водных биологических ресурсов, проблем охраны «байкальской нерпы» и введённого запрета на добычу «байкальского омуля», определить инструменты по максимально эффективному устранению нарушений. Информация об итогах форума размещена Генеральной прокуратурой Российской Федерации в социальных сетях.

Во исполнение поручения Генеральной прокуратуры России распространена информация о проведении конкурса социальной рекламы антикоррупционной направленности на тему «Вместе против коррупции!».

На сайте прокуратуры действуют страницы «Вопрос-ответ», «Прокурор разъясняет», где в первом полугодии 2018 года размещено 18 информаций об изменениях федерального законодательства. Так, по результатам проверки, проведённой по фактам размещения в сети Интернет объявлений об организации незаконной охоты на «байкальскую нерпу», на сайте прокуратуры в рубрике «прокурор разъясняет» размещён порядок добычи эндемика, установленный законом для коренных малочисленных народов Севера. После освещения требований законодательства в указанной сфере, организаторами туров по охоте на нерпу реклама из сети Интернет удалена.

С целью искоренения правового нигилизма, повышения уровня правовой грамотности населения на сайте разъяснены требования законодательства об охране окружающей среды на Байкальской природной территории, об охране атмосферного воздуха, животного мира, лесов от пожаров. Межрайонными прокурорами разработаны ролики, листовки и памятки о вреде размещения твёрдых бытовых отходов, которые размещены в общественных местах. Проведены лекции в образовательных учреждениях по вопросам природопользования и ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере.

Межрайонными природоохранными прокурорами проводятся различные мероприятия по правовому просвещению населения. Так, Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой разработана социальная реклама о повышении культуры сбора твёрдых бытовых отходов, которая транслировалась на телеэкранах в трамваях г. Улан-Удэ Республики Бурятия и телеканале местного телевидения «Ариг Ус».

Во исполнение плана работы прокуратуры на первое полугодие всеми межрайонными прокурорами составлена памятка на тему: «Порядок обращения граждан в органы прокуратуры, контролирующие органы в сфере природопользования». Размещались памятки в органах государственной власти и местного самоуправления, печатных периодических изданиях и на стендах прокуратур.

Особое внимание уделялось вопросам экологического образования подрастающего поколения. Прокурорами применялся креативный подход к привлечению молодёжи к охране байкальской природы. В образовательных учреждениях проводились лекции и беседы с разъяснениями основ экологического права и мер ответственности за нарушения и преступления в сфере природопользования. Организовывались конкурсы рисунков, лекций среди школьников, викторины на познавательные темы о Байкале, акции по сбору мусора.

Особый интерес у детей вызывали конкурсы и живое общение с прокурорами. К примеру, Усть-Илимским межрайонным природоохранным прокурором в марте – апреле 2018 года проведен конкурс на изготовление социального ролика «Все мы в ответе за нашу планету!». Мероприятие было приурочено к празднованию Всероссийского дня экологии. Совместный просмотр представленных работ, награждение участников конкурса памятными подарками состоялись в День защиты детей (01.06.2018) на площадке Краеведческого музея г. Усть-Илимска. Победителям вручены специально изготовленные статуэтки деревьев с надписью: «Сохраним природу вместе» и нагрудные значки с названием: «Юный защитник природы». На мероприятии оперативными работниками доведены до подростков основные правила охраны окружающей среды и озера Байкал. Информация о проведённом конкурсе размещена на официальном интернет-представительстве Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

Братская межрайонная природоохранная прокуратура принимала участие в проведении городского конкурса детского творчества «Экология глазами детей». Целью конкурса явилось освещение проблем в сфере несанкционированного размещения отходов производства и потребления, формирование и воспитание экологического самосознания и творческого потенциала у детей через художественную деятельность. Задачами конкурса являлись привлечение внимания молодого поколения к проблеме увеличения твердых бытовых отходов. В Конкурсе участвовали школьники, студенты, учащиеся колледжей, техникумов с индивидуальными и коллективными работами индивидуально, так и творческими коллективами. Учащиеся в ходе выступлений освещали основные проблемы в названной сфере, нормы поведения и правила жизнедеятельности, которые позволят сохранить окружающую среду благоприятной и комфортной для проживания. После завершения конкурса проведена выставка рисунков и поделок, составленных и изготовленных детьми из пластиковых бутылок, стеклянной тары и других видов образующихся отходов. В конкурсе приняло участие более 500 детей разного возраста.

Раздел 13. Меры, принимаемые по улучшению качества обеспечения законности при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры

13.1. С учетом непродолжительной работы Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры вопросы рассмотрения обращений на заседание коллегии не выносились. При этом, данные вопросы являются предметом обсуждения на оперативных совещаниях в аппарате, межрайонных природоохранных прокуратурах.

Наряду с изданием организационно-распорядительных документов, межрайонным природоохранным прокурорам направлялись письма по организации работы на данном направлении.

Проведение семинарского занятия по данному направлению для межрайонных природоохранных прокуроров запланировано на 2 полугодие 2018 года.

Всем межрайонным природоохранным прокурорам при назначении на должность прокурора оказывалась практическая и методическая помощь в организации работы прокуратуры, в том числе, по рассмотрению обращений и приёму граждан.

За первое полугодие 2018 года стажирование прошли 8 оперативных работников по организации работы в данном направлении.

Проверкой полноты и качества заполнения учётных форм и статистических отчётов нарушений неустановлено.

13.2. Проверки работы по рассмотрению обращений в нижестоящих прокуратурах на отчётном периоде не проводились.

13.3. В первом полугодии письма о некачественно разрешённых обращениях не направлялись межрайонным природоохранным прокурорам.

13.4. В целях предупреждения несвоевременного и некачественного рассмотрения наиболее сложных, резонансных обращений, а также по жалобам, рассмотрение которых поручено работникам, не прошедшим первичную аттестацию, прокуроры ориентированы на необходимость составления планов проведения проверок, обсуждения предварительных результатов рассмотрения обращений на оперативных совещаниях.

13.5. Нарушения порядка рассмотрения обращений граждан в отчётном периоде не допускалось, оперативные работники к ответственности не привлекались.

13.6. Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой принимались меры по восстановлению нарушенных прав граждан на благоприятную окружающую среду. К примеру, Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению начальника Бурятского ЦГСМ – филиала ФГБУ «Забайкальское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о нарушениях природоохранного законодательства при строительстве временного мостового перехода через реку Брянка в с. Заиграево Республики Бурятия.

В ходе проверки установлено непринятие мер Администрацией района по проведению противопаводковых мероприятий на реке Брянка, имеющейся угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в связи с возможным затоплением прибрежной территории реки в случае таяния льда.

Проверкой установления причин образования наледи на р. Брянка, проведённой межведомственной комиссией с участием управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Республике Бурятия, Республиканского агентства ГО и ЧС, администрации Заиграевского района установлена необходимость проведения гидрологического исследования русла реки Брянка.

В нарушение требований федерального законодательства, администрацией района вопрос об организации гидрологических исследований русла реки Брянка не решен, не организовано проведение предпаводковых и противопаводковых мероприятий, в том числе по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению, расчистке, укреплению берегов.

Вследствие непринятия мер по проведению указанных мероприятий создана угроза выхода водного объекта из берегов, затопления прибрежной территории, что может повлечь причинение вреда окружающей среде, имуществу граждан.

Вопреки требованиям водного законодательства допущен факт возведения деревянного моста через указанную реку в отсутствие решения о предоставлении права пользования водным объектом.

Для устранения нарушений 16.03.2018 природоохранным прокурором внесено представление главе МО «Заиграевский район», по результатам рассмотрения которого организован демонтаж деревянного моста и проведение противопаводковых мероприятий, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

По результатам рассмотрения обращений Сахаровой Н.И., Васильева И.А, Юрьева по постановлениям того же прокурора к административной ответственности по ст. 8.2 и ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечено ООО «Сибэкотранс» за нарушение экологических требований при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов и осуществление деятельности по сбору, размещению и транспортированию отходов в отсутствие лицензии. Решением Тарбагатайского районного суда 17.04.2018 общество привлечено к ответственности в виде приостановления деятельности на 90 суток, решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 13.06.2018 – в виде предупреждения.

Природоохранной прокуратурой в ходе проверки по обращению Ветлужского А.Ю. выявлен факт порубки 3-х деревьев породы сосна на территории СНТ «Зенит» Советского района г. Улан-Удэ, ущерб составил 34509 руб. 21.05.2018 природоохранной прокуратурой направлены материалы в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании. 06.06.2018 отделом дознания УМВД России по г. Улан-Удэ возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 260 УК РФ в отношении Курляк С.В.

Результаты проведенного анализа использовались при планировании работы на 2 полугодие 2018 года аппаратом Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры и межрайонными природоохранными прокурорами. Учитывая значительное количество поступивших обращений об охране «байкальской нерпы» на 2 полугодие 2018 года запланирована проверка исполнения законодательства об охране водных биологических ресурсов. К примеру, Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в план работы внесено мероприятие по соблюдению законодательства при рассмотрении обращений граждан в Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, Республиканской службе по охране объектов животного мира и природопользовании.

Версия для печати