Государственная экологическая экспертиза эксплуатируемых объектов

/ Сентябрь 26, 2019/ Прокуратура разъясняет

Земли вокруг Байкала безусловно привлекательны для граждан, как для организации места жительства или пребывания, так и для ведения бизнеса. Однако эти территории особенные. Существует специальное законодательство, ограничивающее оборот таких земель, а также строительство недвижимости. Одно из дополнительных нормативных правил, которое обязаны соблюсти потенциальные владельцы недвижимости – прохождение государственной экологической экспертизы проектной документации возводимых объектов (далее ГЭЭ).

Однако на сегодняшний день в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее ЦЭЗ БПТ) эксплуатируется достаточно большое количество объектов, построенных в отсутствие проведенной ГЭЭ, что является грубым нарушением природоохранного законодательства. Такие объекты являются потенциально экологически опасными, ведь оценка их влияния на особую, хрупкую экосистему территории не дана.

Эксплуатация такой недвижимости подлежит приостановлению в судебном порядке, до устранения нарушений.

Владельцы объектов вправе экологически узаконить недвижимость и провести ГЭЭ, в том числе на эксплуатируемый объект.

Разъяснение нормативного регулирования ГЭЭ приведено далее.

Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закона № 7-ФЗ), одними из основных принципов охраны окружающей среды являются презумпция экологической опасности планирования хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Федеральный закон от 01.09.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» устанавливает запрет строительства новых хозяйственных объектов, реконструкцию действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов (ст. 6).

Согласно п. 7.1 ст. 11 Федерального закона 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174), ГЭЭ федерального уровня подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории.

Таким образом, проектная документация на объекты строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять в границах Прибайкальского национального парка и ЦЭЗ БПТ подлежит ГЭЭ, которая проводится органами Росприроднадзора (постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400).

При этом, положения ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 01.09.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», Закона № 174 предусматривают предоставление государственной услуги по организации и проведению ГЭЭ объектов по заявлению юридических и физических лиц, планирующих осуществлять хозяйственную и иную деятельность на Байкальской природной территории, способную оказать прямое и (или) косвенное воздействие на окружающую среду. Планируемая эксплуатация объектов капитального строительства, возведенных по проектной документации, не получившей положительное заключение ГЭЭ, является деятельностью, оказывающей прямое воздействие на окружающую среду, в связи с чем относится к объектам ГЭЭ вне зависимости от стадии строительства и уже осуществляемой эксплуатации.

Более того, п. 8 ст. 11 Закона № 174 предусматривает необходимость проведения повторного исследования при реализации объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ.

Таким образом, обязанность проведения экологической экспертизы документов до фактического осуществления намечаемой хозяйственной деятельности не исключает необходимости выполнения данных требований, если реализация объекта экспертизы уже осуществляется. Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 № 303-КГ18-1753.

Данная правовая позиция основывается также на п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», определяющем, что суды вправе принять решение об ограничении или о приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в том числе до получения положительного заключения экологической экспертизы.

Версия для печати