Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой в суде оспорено соглашение к договору аренды лесного участка, увеличивающее объем рубок в 27 раз и предоставляющее права на необоснованные санитарные рубки

/ Май 14, 2019/ БМПП

Арбитражным судом Иркутской области 29.04.2019  удовлетворены исковые требования Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, увеличивающего  объем рубок и предоставляющего права на необоснованные санитарные рубки в ценных  защитных лесах Падунского  лесничества.

Изначально по результатам аукциона  заключен  договор аренды лесного участка площадью 16093 га, расположенный в Братском районе Иркутской области, Падунском лесничестве, Карахунском участковом лесничестве только  для проведения рубок ухода за лесами с ежегодным отпуском  древесины 1, 2 тыс. куб. метров.

В 2016 Министерством лесного комплекса Иркутской области и арендатором лесного участка заключено дополнительное соглашение к договору аренды, предоставляющее арендатору помимо рубок ухода  право на коммерческую заготовку древесины — рубок спелых и перестойных насаждений, а также выборочных и сплошных санитарных рубок. Общий объем заготавливаемой древесины увеличен в 27 раз.

Вместе с тем, предоставленное арендатору право на проведение рубок спелых и перестойных насаждений не соответствует определенным Лесным кодексом РФ целям и задачам  сохранения ценных лесов нерестоохранных полос. Такая категория лесов устанавливается   для охраны прибрежных зон водоемов, в которых нерестятся ценные и особо ценные виды рыб и подлежит освоению в целях сохранения полезных функций лесов. Их использование  возможно только  при условии совместимости с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч.4 ст.12 ЛК РФ).

По мнению прокуратуры, отстаиваемому в суде, предусмотренные дополнительным соглашением выборочные и сплошные санитарные рубки назначены незаконно, без  проведения лесопатологического обследования и, как следствие,  без надлежащих доказательств невозможности  сохранения защитных лесов и выполняемых ими полезных функции при иных санитарных мероприятиях.

В соответствии с частями 2, 3 ст. 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, может быть изменен только  по решению суда. Однако указанный порядок Министерством Лесного комплекса Иркутской области соблюден не был.

Решением суда требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.

Материалы проверки в отношении должностных лиц Министерства лесного комплекса Иркутской области направлены межрегиональной прокуратурой  в следственные органы для уголовно-правовой оценки. По результатам до следственной проверки возбуждено и расследуется уголовное дело, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Версия для печати